Фигура человека в пейзаже

Первая задача, которую следует решить при расстановке фигур, -это выбор их положения. Какого рода действия будут совершать ваши персонажи? Что будут делать? Каким образом это повлияет на общее решение пейзажа?
Предположим, вас поразило зрелище водопада, низвергающегося в небольшое горное озеро, и возникло желание написать этот мотив. Если дополнить пейзаж фигурой юной девушки, одиноко сидящей на выступе камня и смотрящей на водопад, общее состояние картины будет созерцательным и умиротворяющим.

Теперь представьте себе то же озеро, фигуры купающихся людей, громко кричащих что-то друг другу и лающую собаку на берегу. Здесь сразуже в общем настроении картины чувствуется действие, оживление и даже веселье. Запомните, чем энергичнее движение фигур, чем более необычны их ракурсы, тем больше внимания они привлекают. Определив позы и ракурсы каждой фигуры, следует определить их расстановку. Поскольку наш глаз естественным образом притягивается к изображению человека, оно становитсяестественным центром картины. Таким образом, не следует располагать фигуры слишком близко к нижней и боковым границам холста или в центре, внимание зрителей неизбежно будет рассеяно. Наоборот, используя фигуру или группу фигур для того, чтобы сбалансировать крупный элемент композиции, например крупное дерево или силуэт вырисовывающийся в тумане горы. Можно изобразить движение прогуливающийся толпы, как это сделал Клод Моне в картине «Бульвар капуцинов», где пестрым множеством людей композиционно уравновесил довольно тяжелую левую часть картины с высокими зданиями и деревьями.

Кроме того, распределение фигур на холсте должно быть логически оправдано. Дорога или тропа наиболее вероятные места их положения так же, как поле, пляж, скала или набережная. Дело не только в том что фигуры способны вдохнуть жизнь; сам характер объектов обретает качественно новое звучание. Обратите внимание, каким активным представляется участок поляв правом нижнем углу картины Констебля «Branch Hill Pond, Hamstead Healt» («Пруд у Бренч Хилл, ферма в болотистой местности»), благодаря присутствию крестьян, загружающих телегу с сеном, соответственно, деревья и холмы вокруг них воспринимаются фактурно, с энергично-рельефными формами, изящно усиливающими иллюзию пространства.
Определяя наилучшее расположение человекав пейзаже, нужно сделать несколько небольших эскизов будущей композиции